Исследование мотиваций студентов к ведению здорового образа жизни

Авторы: Ильюшкина Татьяна Николаевна, Камчатова Ирина Евгеньевна
Дата публикации: 19.11.2003

Введение

Мир вступает в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи. Достигнув колоссальных успехов в науке и технике благодаря научно-техническому прогрессу, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены профессионализмом и теми знаниями, которые они получат в стенах учебных заведений. Высокий профессионализм и творческое долголетие любого специалиста, в том числе и педагога, должен, безусловно, базироваться на крепком здоровье. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Оно, в первую очередь, некая физическая и двигательная активность:

  • психофизиологическая удовлетворенность
  • экономическая и материальная независимость
  • высокая медицинская активность - сбалансированное питание
  • удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт
  • активная жизненная позиция
  • полноценный отдых.

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма. Итак, нездоровый образ жизни характеризуется:

  • гиподинамией;
  • злоупотреблением алкоголем, курением, наркоманией;
  • нарушением семейной ситуации;
  • низкой медицинской активностью;
  • нарушением режима питания;
  • неудовлетворенностью жизненной ситуацией, переутомлением;
  • социальной пассивностью;
  • неполноценным отдыхом.

Содержание факторов ЗОЖ

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда различных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.

Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные дни и часы неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. При этом основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Итак, основным фактором ЗОЖ является соблюдение режима труда и отдыха, основные положения которого просты:

  • рациональное чередование работы и отдыха;
  • выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
  • регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
  • занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
  • пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день;
  • строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно, ночной сон в одно и то же время.

Эти простые постулаты способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.

Мотивации здоровья и здорового образа жизни

Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма, и определяющее направленность этой активности. Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

  1. Самосохранение. Когда человек знает: то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Формулировка личностной мотивации может быть такой: благоприятных факторов внешней среды.
  2. Формулировка мотивации: "Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других".
  3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Эта простая гедонистическая мотивировка формулируется так: "Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство".
  4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: "Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы".
  5. Способность к маневрам. Формулировка: "Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и менять свое местонахождение". Только здоровый человек может легко менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
  6. Сексуальная реализация. Формулировка: "Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии".
  7. Достижение максимально высокой комфортности. Формулировка: "Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство".

Понятие ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации определяются как фиксированные установки относительно тех элементов социальной действительности, которые обладают высокой ценностью для индивида и выражают потребности в социально значимых целях и средствах деятельности. (Узнадзе) Исходя из этого, изучение ценностных ориентации личности необходимо для выявления ценностно-мотивационных оснований деятельности человека по формированию собственного здоровья, ведению здорового образа жизни.

Методика исследования ценностных ориентаций личности

Для исследования выбрана методика В.А. Ядова - Р. Рокича в модификации М.Г. Колосниковой (УПМ). Студентам предлагалось:

1. Расположить карточки с описаниями ценностей перед собой и внимательно их прочитать (см. приложение)

2. Выбрать карточку, содержание которой наиболее точно соответствует личному представлению о счастье, и отложить ее "лицом вниз".

3. Из оставшихся карточек всякий раз выбирать ту, которая наиболее точно соответствует личному представлению о счастье, и откладывать ее "лицом вниз," на первую. Делать так до тех пор, пока не останется ни одной карточки.

4. Проверить свои выборы. Для этого: взять всю пачку карточек в руки и посмотреть "лицо" первой. Это должна быть карточка первого выбора.

5. Далее словесно описать свой ценностный портрет.

6. Посмотреть на каком месте находится ценность "здоровье". Подумать, о чем это может говорить? Описать свои размышления.

7. Посмотреть на каком месте в ряду ценностей находится ценность "здоровый образ жизни". Определить расстояние между этими двумя ценностями? Подумать об этом и записать свои мысли.

Предварительные результаты исследования ценностных ориентаций личности, проведенных по методике В.А. Ядова - Р.Рокича в модификации М.Г. Колесниковой (УПМ)

В исследовании принимали участие студенты 4-7, 4-8, 4-9, 4-10 и 5-11 групп отделения начальных классов СПВПУ № 1 им. Н.А. Некрасова.

В работе представлены данные одноразового тестирования единовременно по всем 28 ценностям - целям жизни в модификации методики, предложенной М.Г. Колесниковой, которые мы сочли возможным разбить на 4 группы так, что каждая из них включила по 7 ценностей.

Предварительные результаты анализа позволяют предположить следующее

1. При сопоставлении ценностей-целей жизни в единой выборке, включающей данные тестирования по всем 5-и учебным группам, на первое место выходит группа ценностей личностно-ориентированных (здоровье, любовь, дети, семья, друзья) - на каждую из ценностей приходится более 50%, т.е. более 50% респондентов выдвинули эти ценности на первые семь мест. Две другие ценности этой группы (родственники и здоровый образ жизни - ЗОЖ) имеют более низкий процент на первые семь мест (33% и 28%). Следует отметить, что все респонденты отдали по всем четырем группам мест (1-7, 8-14, 15-21, 22-28) приблизительно одинаковый процент голосов.

2. На первое место в этой объединенной по пяти группам выборке вышло как ценность - здоровье (77%). Это объяснимо с нашей точки зрения следующим:

  • в тестировании участвовали представители женского пола (будущие мамы, учителя) в возрасте 19-21 года.

3. На 2,3,4 места по приоритетности выходят такие ценности, как любовь (75%), дети (62%), семья (60%), занимая первые семь мест из двадцати восьми возможных. И это не является случайным. Ценность семейного счастья (которая и включает любовь, детей, семью) - чисто человеческая потребность, общечеловеческая ценность. По степени приоритетности такие ценности в настоящее время выходят на первый план, оставляя позади социальные, и причина кроется в сложностях социально-экономического характера. Видимо, в этом достаточно молодые респонденты находят себе защиту от социально-экономических сложностей.

Ценность "дети" - на третьем месте (занимая первые семь мест из двадцати восьми возможных) - неслучайна еще и в другом плане - "любовь к детям". Несмотря на молодой возраст, респонденты (большинство из них - 62%) осознают свое назначение - нести знания, любовь, воспитательную поддержку подрастающему поколению школьников. Осознают, что общение с детьми, умение их понять, до них донести, их научить, воспитать является одним из главных в их педагогической деятельности и в ориентации на успешную работу.

4. Для почти половины респондентов (53%) - друзья как ценность на пятом месте (занимая первые семь мест из двадцати восьми возможных). Несомненно, в возрасте 19-21 года, когда еще многие из респондентов не обзавелись семьей, круг друзей достаточно большой, и общение с ними помогает им выжить в наше непростое время.

5. На шестое место (занимая первые семь мест из двадцати восьми возможных во второй группе ценностей) выдвигается цель в жизни (41%). Это несколько ниже 50%, но эту ценность следует отметить. Все это говорит о том, что многие представители молодого поколения - будущие учителя четко знают чего им нужно добиваться в жизни. Ставя перед собой цель, они, несомненно, будут устремлять все свои усилия к ее достижению. То, что этот процент всего 41, говорит о том, что в педучилище попадают и случайные люди, без определенных целей и устремлений. Об этом говорят и результаты, где четко видно распределение предпочтений среди респондентов пяти учебных групп.

6. По степени приоритетности на седьмое место (общее из 28 возможных) респонденты выдвинули ценность "родственники" (33%). Эта ценность у молодых респондентов уступает "друзьям", как ценности. В наше время родственники, занятые своими глобальными для жизни проблемами, мало уделяют внимания своему подрастающему поколению, и оно часто "варится в собственном СОКУ".

7. Если посмотреть на приоритетность ценности "родственники" по разным учебным группам, то можно отметить неоднородность показателей (размах варьирования от 1% до 47%).

8. На 8,9,10 место (общее из 28 возможных) выходят такие ценности, как работа (32%), богатство, деньги (31%), свобода (30%). При анализе данных по учебным группам можно отметить, что эти ценности также имеют размах варьирования: "работа" - от 42%, причем самый низкий процент дали респонденты пятого курса, которые уже столкнулись с проблемой трудоустройства или в скором времени столкнутся с этим. "Богатство, деньги" - от 38 до 24%, т.е. третья часть респондентов дает приоритет собственному материальному обеспечению. Несомненно, материальное обеспечение учителя важно. Энтузиазм - хорошо, но материальное обеспечение - это и здоровье учителя, и его высокая работоспособность, и его спокойствие, и его возможность купить необходимую с его точки зрения литературу для работы, для творчества, и решение его семейных проблем, это и возможность экскурсий, посещения театров и т.д. , что так необходимо учителю для его профессионального роста. "Свобода" - от 44 до 9%, причем на относительно приоритетное место эту ценность выделяют две группы - 4-9 - 44% (изобразительное искусство) и 5-11 - 40% (пятый курс эколого-валеологического направления), а наименее предпочитаема свобода, как ценность среди респондентов одной из двух групп психологического направления (4-8 - 9%) , другая - 29%, как и группа 4-10. Свобода больше нужна тем, кто более самостоятелен в выборе своих суждений, способен сам многое оценить, принимать решения, брать на себя ответственность. Это говорит о том, что, несомненно, подсознательно респонденты отмечают значимость этой ценности, но четко определить ей место не могут, ибо их жизненные ситуации лишают их возможности ежедневно вести ЗОЖ. Наименее приоритетными оказались у респондентов всех пяти учебных групп такие ценности , как "мирная обстановка в стране" (22%), "уверенность в себе"(22%), оптимизм (21%).

Это еще раз говорит о том, что среди респондентов имеет место дезориентация на ценности социальные, общечеловечскго характера и приоритетность личностно ориентированных ценностей, отсюда они и не видят (или не хотят видеть) необходимости социальных ценностей, занимая позицию скорее пассивную в обществе. Эта пассивность результируется и в выборе таких ценностей, как "уверенность в себе", "оптимизм" , которым также отведен не большой процент. Отсюда и еще меньшая приоритетность таких ценностей, как "авторитет"- 14%, "активность"- 14%, "честность" - 10%, "умение ладить с другими людьми" 8%, "рационализм" - 5%, т.е. практически эти ценности или отвергнуты, или исключены из их жизненных установок, что скорее настораживает, чем удивляет. Практически исключены из поля зрения респондентов и такие важные для профессионализма учителя ценности, как "эрудиция" - 13%, "творчество" - 9%, "терпимость" - 7%, "трудолюбие"- 6%.

Не удивляет низкая приоритетность "мудрости" как ценности - 13%. Мудрость - это, скорее, возрастной признак, хотя нет правил без исключения. Гиппократ говорил: "Никто не должен преступать меры: мудрость жизни - знать во всем меру". И, пожалуй, одна из сложных проблем - воспитание чувства меры во всем.

Общие предварительные выводы

1. По результатам тестирования студентов колледжа первое место в понятии человеческого счастья занимает ценность "здоровье". В личностных оценках материалов теста встречались следующие строки, подтверждающие эту мысль: " Если у человека есть здоровье, если он не прикован к постели, если у него не страдает умственное развитие, то можно назвать его уже наполовину счастливым, т.к. при желании остального он может добиться сам".

2. Ценность "здоровый образ жизни" ставит в первый ряд только треть опрошенных, это, видимо, связано с тем, что, понимая значимость этой ценности для здоровья, студенты в силу различных жизненных ситуаций не всегда ведут здоровый образ жизни. Это подтверждает студенческое высказывание: "Я знаю, что для того, чтобы быть здоровым, надо уделять много внимания здоровому образу жизни, но, к сожалению, у меня не хватает разумности и мудрости, чтобы не ложиться спать поздно, не переедать на ночь , не курить..."

3. Только малая часть опрошенных считает, что здоровье немыслимо без здорового образа жизни, и старается придерживаться его. Вот их аргументы: "Здоровье для меня - это самое главное. Я всегда с раннего детства занимаюсь спортом и очень мало болею", "жизнь нам дана один раз, и чтобы сохранить хорошее самочувствие до последних дней, нужно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни".

4. На наш взгляд нельзя включать в тест обилие разных ценностей, т.к. это усложняет определение личностных ориентации. Их число надо уменьшить, скажем, в два раза и четко продумать, какие включать.

5. Для выявления достоверных значений ценностных ориентации недостаточно одноразового тестирования. Только при разновременном (независимом) тестировании тех же респондентов удастся выявить устойчивость оценок или их неоднородность.

6. По проведенному одноразовому тестированию, на наш взгляд, пока нецелесообразно делать какие-либо глобальные выводы, они в силу изложенных выше п.4 и п.5 могут быть недостаточно достоверными.

Заключение

Система основных ценностных представлений личности находится в тесной связи с системой собственных потребностей человека, т.к. последняя и определяет деятельность человека. Способ удовлетворения этих потребностей у каждого индивидуален, т.к. потребности определяются конституцией человека, а конституция находится под генетическим контролем. Отсюда и поведение у разных людей разное, отсюда и различия в системе ценностных представлений. Эта система будет продолжать формироваться, создаваться, укрепляться в процессе онтогенеза человека в его социальной среде и в большой степени в школе, куда придут наши выпускники. И одна из главных задач педагогических коллективов - помочь подрастающему поколению понять собственные потребности, помочь выбрать ценные для него и избавиться от вредных. Эта задача необходимая, но сложная. Она включает и осознание ребенком потребности здоровья и здорового образа жизни. Ведь недаром Геродот говорил: "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.

Приложение:

Ценности

1-я группа

  • Авторитет среди людей - Самый счастливый тот, кого уважают, считаются с его мнением.
  • Активность - Самый счастливый тот, кто всю жизнь активен, не сидит сложа руки, сам кует свое счастье.
  • Богатство, Деньги - Самый счастливый тот, кто живет богато, всегда имеет деньги, не имеет материальных трудностей, у кого есть все, что ему нужно.
  • Дети - Самый счастливый тот, кто имеет ребенка, детей, кто может проявлять о них заботу и получать ответную любовь, кто может продлить свою жизнь в своих детях.
  • Друзья - Самый счастливый тот, кто имеет много хороших, верных друзей, которые могут помочь в любую минуту.
  • Здоровье - Самый счастливый тот, кто имеет хорошее здоровье, самочувствие, бодрое настроение.
  • Здоровый образ жизни - Самый счастливый тот, кто заботится о своем здоровье, ведет здоровый образ жизни.
  • Любовь - Самый счастливый тот, кто по-настоящему любит и любим.
  • Мирная обстановка в стране - Самый счастливый тот, кто живет в мирной стране, где нет противостояния одной части населения другой, где люди не используют оружие для выяснения своих отношений.
  • Мудрость - Самый счастливый тот, кто постиг мудрость, имеет много знаний, все и всех понимает, проникает в суть вещей.
  • Общественное признание - Самый счастливый тот, кого уважают коллеги по работе, кто имеет авторитет на работе, достиг успеха и признания.
  • Оптимизм - Самый счастливый тот, кто умеет радоваться жизни, всегда весел, способен понимать шутки, никогда не падает духом.
  • Работа - Самый счастливый тот, кто имеет интересную, увлекательную работу, с удовольствием отдает ей свое время.
  • Равенство - Самый счастливый тот, кто живет в стране, в которой осуществляется равенство, представляются равные возможности для всех, независимо от национальности, сословия, веры.

2-я группа

  • Рационализм - Самый счастливый тот, кто мыслит здраво и логично, принимает обдуманные, рациональные решения, всегда управляет своим поведением.
  • Родственники - Самый счастливый тот, кто имеет много хороших родственников, которые занимают видное положение в обществе, могут всегда помочь по любому вопросу.
  • Свобода - Самый счастливый тот, кто свободен и не должен кому-то подчинятся, кто не зависит от других людей, может совершать те поступки, которые он хочет совершить.
  • Свое мнение - Самый счастливый тот, кто все окружающие события может самостоятельно оценить, имеет свое собственное мнение, не меняет все время взгляды под влиянием окружающих людей.
  • Семья - Самый счастливый тот, кто удачно вышел замуж (женился), то есть живет в хорошей семье.
  • Творчество - Самый счастливый тот, кто может заниматься творчеством, стремится к новому, постоянно совершенствует свою работу.
  • Терпимость - Самый счастливый тот, кто терпим к взглядам и мнениям других людей, умеет понять и простить ошибки и заблуждения другого человека.
  • Трудолюбие - Самый счастливый тот, кто трудолюбив, умеет много и хорошо работать.
  • Удовольствия - Самый счастливый тот, кто хорошо проводит свободное время, хорошо отдыхает, имеет много развлечений.
  • Уверенность в себе - Самый счастливый тот, кто не имеет внутренних сомнений, кто не мучает себя многочисленными вопросами, у кого нет в душе противоречий, кто уверен в себе.
  • Умение ладить с разными людьми - Самый счастливый тот, кто умеет мирно уживаться, дружить с разными людьми.
  • Цель в жизни - Самый счастливый тот, кто имеет цель в жизни, стремление чего-то добиться.
  • Честность - Самый счастливый тот, кто честен по отношению к себе и другим, искренен в своих мыслях и чувствах, не кривит душой.
  • Эрудиция - Самый счастливый тот, кто стремиться постоянно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, развивать свои умственные способности, иметь высокую умственную культуру.

Список литературы

  • Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб., 1997.
  • Практикум по валеологии. Составитель Колесникова М.Г. - СПб,. 2000.
  • Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М., 2000.
  • Чумаков Б.Н. Валеология. - М., 1977.