Социальные диалоги. Давайте разговаривать с детьми

Автор: Сухорукова Татьяна Михайловна
Дата публикации: 19.11.2003

Диалог - это уточнение целей и попытка разрешить конфликт.
Необходимо учесть, что два участника диалога в нашем случае это учитель и ученик.

В прошлом году приблизительно 150 человек добровольно собрались послушать мнение двух признанных преподавателей по важной для всех теме: патриотизм. Об этом сохранилась память, в том числе и мнение студентов. Например:

Гусева Екатерина:
1. Патриотизм
2. Важное, необходимое
3. воспитание духа патриотизма
4. Знаю, люблю
5. Уважение

Баневская Каролина:
1. Народ
2. Близкие, родные
3. Помогу, постараюсь, воспитаю
4. Важное, родное, любимое, актуальное
5. Гордость

Пиус Ольга:
1. Родина
2. Значимое понимание
3. Помогаю, помню, ценю, люблю
4. Всемирное, ответственное, важное
5. Работа

Как-то у мудрого Конфуция спросили: как нужно отвечать на добро? Добром, ответил Конфуций. А на зло? - спросили тогда у него. Справедливостью ответил он. В поисках смыслов ученик если обращается к учителю, то долг наш поддержать эти исследования, поэтому я предлагаю продолжить эту традицию и ежегодно проводить диалоги по социальным, гуманитарным темам. Я обращаюсь к своей интуиции и уверенна, что сейчас это актуально, так как люди с трудом слышат друг друга, почти не умеют договариваться, а, договорившись, не выполняют условия договора до результата.

Общественная память - общий язык для всех на земле. В современной России общественная память больна. Необходимо наработать новый, возможный сегодня нравственный "гумус", нравственную основу. Диалоги между различными социальными группами, в том числе учитель-ученик, по моему мнению, помогут создать общественный договор. Не только право - устойчивая норма, признанная государством и обществом, но и общественный или социальный договор сделают устойчивым наш народ к различным конфликтам. Современная Россия - государство, раздираемое противоречиями, так как ушедшие моноидеалогия, монокультура создали в условиях либеральных ценностей "черные дыры" в сознании каждого и всего народа. Если цивилизация погибнет, то это произойдет, прежде всего, потому что люди не готовы признать - мы все разные, и к этому надо относиться с уважением. Общественная память гражданского общества будет здоровой и конкурентно способной, если будет грамотным, добрым домашнее воспитание, светское, религиозное образование. Климент Александрийский в своей работе "Педагог" пишет: "Через воспитание, получаемое на земле становиться человек гражданином неба, на земле он учится познавать Бога". ("Антология педагогической мысли христианского средневековья" том I М., 1994 ст. 37) используя возможности всех других педагогических культур, мы сможем понять свою собственную настолько насколько это необходимо для прогнозирования нашего завтра. Диалоги, то есть осмысление болевых проблем, одна из форм поиска смыслов. Мы разные, это необходимо признать, но ещё более важным является поиск общего для всех. Современные психологи настаивают, выросло поколение, которое не умеет общаться, не видит радости в общении, необходимости этого. Изменить это, по-моему, значит искать пути созидания. Прежде чем строить дом, необходимо долго, подробно рассуждать, договариваться каким он будет.

Я настаиваю, что надо объединить усилия и организационно вписать в образовательную систему СПВПУ № 1 им. Н.А. Некрасова подобные формы работы. Пример: студент - ПЦК, студент - СНО, студент - Вольная трибуна, студент - методический совет. Диалоги можно проводить после длительной подготовки, например, в первые дни второго семесра на первом, втором уроке, между преподавателями, между преподавателями и студентами, между студентами и так далее. Учитель на уроке свободен, здесь акценты все расставлены, а студент нуждается в свободном общении.

В.В. Путин, выступая перед студентами в Сибири, говорил, что для России нет 40 лет, "водить по пустыне новое позволение, чтобы освободить от зависимости". Дети должны быть свободными, самостоятельными и жить вне страха за своё будущее. Если бы я знала, как это сделать! Собственная интуиция и опыт призывают меня помочь себе и другим, создавать социальные договоры по всем самым актуальным социальным вопросам. Кроме индивидуальной ответственности за свою жизнь, за собственный результат необходима ответственность за социальное, общее, за свою страну, за свой дом, за своих родных.