Современный подпольный человек и профессиональная этика преподавателя

Автор: Машевская Ирина Васильевна
Дата публикации: 19.11.2003

В предновогоднем интервью российского министра по чрезвычайным происшествиям спросили, как там, мол, насчет прогнозов на будущий год: лучше - хуже. С.К. Шайгу обнадежил, что, нет, не хуже, потому что хуже уже некуда. Министр имел ввиду, конечно, прежде всего, надвигающуюся техногенную катастрофу, рост природных катаклизмов и т.п. Между тем, лавина безденежья, разрушения системы воспроизводства кадров, катастрофическое снижение уровня подготовки учащихся и почти всеобщий инфантилизм и безответственность молодого поколения готова уже обрушится на российское образование (причем, я имею ввиду не только среднее, но и высшее его звено).

Последнее время средства массовой информации периодически говорят о демографической яме, в которую сползает Россия; о том, что если так и дальше пойдет, то уже к 2050 году русские, как нация растворятся в море других этносов; что растет год от года наркомания (а с ней - СПИД и гепатит С), подростковая проституция и преступность, при этом последняя принимает какие-то уже совсем нечеловеческие формы, поражающие своей бессмысленной, кровавой и изощренной жестокостью и т.д. и т.п. Словом, опять становится все более и более актуальным извечный вопрос русской литературы: Что делать?

А что, собственно? Активизировать работу органов правопорядка, усовершенствовать законы, ввести в школьную программу просветительские курсы о вреде наркомании и проституции, призвать классных руководителей и социальных педагогов эффективнее работать с родителями и учащимися, увеличить число спортплощадок? Можно, конечно; и просвещать, безусловно, надо. Однако, почему меры, которые принимаются, не дают желаемых результатов? Дело в том, что мы, как всегда, боремся со следствиями, не затрагивая первопричину - мировидение, мироощущение современного молодого человека.

Между тем, психологи утверждают, что девушки и юноши стремятся в виртуал наркомании, пьянства, компьютерных игр, потому что им просто страшно, страшно жить в этом мире хаоса и обмана. Допустим, учителям или родителям удалось на время вытащить такого "пескарика", который, подобно герою Салтыкова-Щедрина всю свою будущую жизнь продрожит в норке одурманенного сознания. Ему смогли-таки объяснить, что наркотики - еще страшнее, чем реальная современная жизнь и что есть настоящие ценности - работа, семья, дети, здоровье, наконец. Но с работой или семьей опять почему-то не заладится; что, касается, потомков - их, как признавался Зинаиде Гиппиус ее лунный друг Александр Блок, "как-то воспитывать надо будет", - словом, человек срывается, и все начинается сначала. Однако, этот подспудный внутренний страх - только одна грань современного молодежного сознания.

Кроме того, для него характерна своеобразная "клиповость": мир расколот на миллиарды не связанных (или произвольно связанных) между собой осколков. Все соединяется, точнее, состыкуется почти произвольно, поэтому сегодня Коля любит Свету, завтра или послезавтра - Алину, тем более что последняя практически реплика первой.

Наконец, - это, я бы сказала, "райское" сознание. Во-первых, времени как бы нет, потому что современный молодой человек предпочитает жить не сегодняшним даже днем, а сиюминутным ощущением, вследствие чего "сегодня" и "завтра" лежат вне хронологической последовательности, поэтому можно искренне вспоминать о необходимости сдавать задолженности в лучшем случае в последний день зачетной недели. А потом, какие вообще могут быть долги? Такой человек никому ничего не должен. Он инфатилен, как его прародитель в Эдеме, и ждет, что взрослые дяди-тети как-нибудь разберутся, и все само рассосется. Он вообще преимущественно подсознательно ждет, а не действует, если под действием понимать способность продумывать и доводить начатое до некоторого логического завершения. Ну, и конечно, как все, он боится ответственности и чувства вины. Я бы сказала, что такой человек просто боится быть человеком.

В целом мы просто имеем дело с сознанием троечника. Конечно, я не утверждаю, что вся юная генерация рубежа двух тысячелетий такова. Может быть, троечников в процентном отношении значительно меньше, чем потенциальных и реальных хорошистов и отличников, но именно безответственные, ленивые, педагогически запущенные сейчас заказывают музыку и формируют общественные ориентиры. Более того, сама российская экономика, существующая иждивенчески, позволяет троечникам быть вполне успешными во "взрослом" социуме и бодро тянуть свою страну в бездну. Вот сегодняшний "контингент" средних и высших учебных заведений. Они - не плохие и не хорошие, они просто не хотят становиться взрослыми. Не будем сейчас искать виноватых. Разумеется, предыдущие поколения несут всю полноту ответственности за происходящее сегодня. Следует, прежде всего, понять, что творится с красивыми и юными.

Итак, герой нашего времени - человек без внутреннего стержня, без системы духовных и нравственных ценностей, представляющей собой личностное преломление ценностей общечеловеческих, общекультурных; не помнящий родства и не несущий ответственности даже за себя самого.

Между тем, уже активно развивается новая генерация - компьютерных гениев. Гении - не троечники, следовательно, можно рассчитывать на спасение. Это логика, а какова реальность? К третьему тысячелетию человечество почти срослось в единый организм, отчего функционированию его может быть нанесен непоправимый вред недальновидной деятельностью "одного-единственного", как говаривал классик, представителя, неприметной бездумной клеточки. Известно, как катастрофически могут "пошалить" хакеры, причем пострадают не только государственные структуры, но тысячи конкретных людей, которые лишатся накопленных средств, не смогут заплатить за хирургическую операцию, за обучение детей; или погибнут в авиа и железнодорожных катастрофах - в зависимости от того, какая из систем социальной жизнедеятельности будет выведена из строя. Скажем, некому анонимному подпольному интеллектуалу, а совсем не террористу, захочется в целях самоутверждения взломать и вырубить компьютерную систему атомной станции? Мы еще не осознали вполне, что герой ближайшего будущего - это подпольный человек, вооруженный универсальными возможностями интернета. Тот самый, "психологическое тестирование" и идентификацию личности, которого провел еще Ф.М. Достоевский в своих "Записках из подполья". Помните откровения ничтожного героя повести: "Миру ли провалится или мне чай пить? Миру провалится, а мне чтоб чай пить!". Смешно? Увы, серьезно. А сегодня - очень серьезно. Известно, что великие математические открытия делаются весьма молодыми людьми, потому что логическое, рациональное мышление развивается значительно быстрее, чем формируется целостное мировоззрение и система духовных ценностей и нравственных запретов, словом - тот категорический императив, о котором писал Кант. Таким образом, молодость априори безответственна, самонадеянна и тщеславна.

Это было всегда. Но вплоть до эпохи Возрождения разрушительные претензии юных уравновешивались авторитетом традиций, мудростью стариков, к которым прислушивались в силу соответствующего воспитания. Ренессанс породил инивдуализм и культ молодости. Тогда, как и сейчас, если человек переходил 35-летний рубеж, он практически утрачивал большинство социальных возможностей. Современная цивилизация - по сути и по корням своим - возрожденческая и индивидуалистическая. У нас тоже на работу приглашают девушек только до 35-ти, а мужчин - до сорока. По всем телевизионным каналам - подростковая музыка, подростковое кино и т.д. И вот эти "недоделанные люди" (я цитирую Ф.М. Достоевского), не обремененные грузом ответственности, страшащиеся и самонадеянные одновременно, настоятельно жаждут заявить о собственном существовании, причем "раскрутиться" сразу, без упорного каждодневного усилия, "стать звездой" за несколько месяцев, как в известном телепроекте. А тут под рукой компьютер и интернет, и программы становятся все проще и доступнее, - какой соблазн, какая головокружительная легкость заявить о собственном существовании всему миру, да так, чтобы тот содрогнулся - никакому Наполеону не снилось! Словом, компьютерные гении, как ни парадоксально это звучит, - те же троечники, ибо точно также не догадываются о существовании единых экзистенциальных законов, на которых держится мир, не ощущают его невероятной хрупкости и уязвимости. Вот наш "контингент", наши сегодняшние и будущие ученики.

Что делать? Безусловно, требуется очень серьезная общегосударственная программа по восстановлению физического и духовного здоровья нации. Самым разумным и действенным сейчас было бы бросить все средства на образование, причем, целевое, элитное образование. Спасать надо тех, кто хочет спастись, делает пусть скромные, но реальные попытки. На всех сил уже не хватит. Одновременно, требуется чудо: необходимо, чтобы возникло, наконец, в России так называемое гражданское общество, чтоб покаялись и засучили рукава, перестали обворовывать страну и ее будущее. Но все это, как показывает российская история, - из области фантастики.

А что делать нам всем, в частности преподавателям и учащимся? Первым - учить, вторым - учиться. На мой взгляд, этика и профессионализм - близнецы-братья. Настоящий профессионал - нравственен, потому что он просто не может делать свое дело плохо. Но он не должен быть узким специалистом. Профессионализм преподавателя, во-первых, заключается в том, чтобы самому ясно осознавать, что мир един, что существуют общие экзистенциальные законы, которые проявляются в различных отраслях науки и техники, в социально-экономической и культурной сфере; осознавать и уметь разъяснять учащимся, прежде всего, общие принципы проявления тех или иных закономерностей, предлагая алгоритм решения проблем, а не бесконечные технологии "как пожарить яичницу на Марсе". В начале, нужно рассказать человеку, как там, на этом Марсе, жить; а как в тех условиях разбить три яйца он и сам догадается.

Во-вторых, образование должно формировать систему взглядов на мир и иерархию духовных ценностей. Молодым людям, прежде всего, нужно научиться отвечать на такие нехитрые вопросы, как: Что есть Человек? Почему мы все - без вины виноватые? В чем смысл человеческого существования и почему надо регулярно кормить своего духовного человека? Кстати, любому предметнику тоже необходимо знать ответы на эти вопросы, причем, знать не формально. Конечно, в этом отношении, казалось бы, проще всего преподавателям дисциплин гуманитарного цикла, где объектом изучения является человек. Но и точные науки могут быть интегрированы в этот единый процесс познания мира и человека. Например, было бы полезно почаще анализировать результаты научных открытий и достижений, обращая внимание, в том числе, на негативные результаты наших научно-технических побед над природой.

В заключении, хочу сказать, что профессиональная этика заключается также в том, чтобы не поощрять удовлетворительными оценками лень и безответственность учащихся и не поднимать рейтинг троечников. Быть троечником должно быть стыдно, а не наоборот. И здесь следует руководствоваться одним очень простым принципом: не стыдно чего-то не знать, всегда до зачета и экзамена можно спросить преподавателя, но стыдно и унизительно не хотеть узнавать, когда у тебя появляется такая возможность.