Воспитание самостоятельности у студентов педагогического колледжа в процессе освоения интегрированного курса: возможности, проблемы, перспективы

Авторы: Зарх Ирина Борисовна, Лабинская Татьяна Анатольевна
Дата публикации: 19.11.2003

Вы ничему не можете научить человека,
Вы только можете помочь ему открыть это в себе.
Г. Галилей.

"Цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие возможности развития и такие условия, которые дадут ребенку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности…" приведенная формулировка из доклада Нарвуда (Англия, 1943 г.) актуальна и поныне. Образование и воспитание невозможно разделить. Взаимосвязь этих процессов очевидна.

Современный студент - это самостоятельный, т.е. решительный, обладающий собственной инициативой, исследователь. Он умеет работать с информацией, используя при этом различные приемы чтения текста, способен анализировать и синтезировать полученную информацию. Он обладает способностью мыслить творчески и критически. И как результат - владеет умением проектировать процесс обучения на основе современных знаний предметов психолого-педагогического цикла и частной методики.

Таким мы видим нашего выпускника. Отсюда следует совершенно закономерный вывод: студентов педагогического колледжа следует учить по-новому. Необходимо расширить дидактический инструментарий будущего учителя, научить его свободно ориентироваться в современном поле информации и коммуникаций, творчески подходить к решению профессиональных проблем и задач, помочь ему выработать собственные профессиональные ориентиры.

На решение этих задач и были направлены усилия преподавателей педагогики, разрабатывающих курс "Современные дидактические системы и технологии обучения" и преподавателей повышенного курса методики русского языка. Их объединило общее желание выйти за рамки традиционного обучения. Так начал создаваться интегрированный курс педагогики и методики русского языка.

В словаре С.И. Ожегова сказано: "Интегрировать - объединить в одно целое". Предстояло пересмотреть и отобрать содержание дисциплин, продумать приемы преподавания, средства обучения, формы промежуточного и итогового контроля, которые давали бы возможность показать прикладное значение современных педагогических знаний, т.е. реализовать принцип практикосообразности процесса обучения, а также реализовать личностно-деятельностный подход к проектированию процесса обучения.

Образовательный процесс на 5 курсе для студентов специальности 0312 "Преподавание в начальной школе" построен таким образом, что 40% учебного времени отводится на аудиторные занятия, а 60% - на самостоятельную работу студентов и аттестацию, которой завершается каждый изученный раздел программы.

Ведущим методом обучения является метод самостоятельной работы.

Для аудиторных занятий разработаны образовательные маршруты, пособия, которые содержат списки литературы, рекомендации по использованию технологии сбора информации, тестовые задания, задания для самостоятельной, в том числе, экспериментальной работы, творческие задания для анализа результатов учебной деятельности.

Основной формой обучения остается урок, но меняется его цель: как правило, она отражает интеграцию двух предметов. Например, при изучении темы "Литературное образование и развитие младшего школьника" анализируются различные подходы к обучению чтению. При этом используются различные приемы технологии "Развитие критического мышления": инсерт, кластеры, синквейн. Анкетирование и беседы со студентами выявили необходимость проведения интегрированного занятия с целью проектирования урока обучения грамоте в начальной школе по современным дидактическим системам обучения. Такой урок был проведен. Тема была общей для всех творческих групп, дидактическую систему определил жребий. Преподаватели педагогики и методики русского языка работали со студентами в едином режиме. Возникла неповторимая атмосфера сотрудничества. Глубокий анализ всех проектов помог студентам подготовиться к двум формам аттестации: защите проекта урока и анализу урока обучения грамоте по четырем современным дидактическим системам обучения: личностно ориентированному, модульному, программированному и развивающему.

Как уже было сказано, аудиторные занятия занимают меньшую часть учебного времени. Во время самостоятельной работы, которая, как правило, занимает 2 недели, каждый студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателей педагогики и частной методики по любому вопросу, возникшему в процессе осмысления теоретических положений или при проектировании урока. Постепенно у студентов формируется умение грамотно сформулировать вопросы, с которыми он приходит на консультацию.

Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания разных уровней познавательной деятельности интегрированного характера. Например, интерпретация изученного материала по всем разделам в виде таблиц. Это задание связано с высокими уровнями познавательной деятельности: анализом, синтезом и оценкой. Вызывает интерес и такая форма самостоятельной работы как диагностическое исследование с целью определения уровня литературного развития младшего школьника по методике М.П. Воюшиной.

Студенты анализируют вопросы, составленные учащимися начальной школы к самостоятельно прочитанному тексту, соотносят их с классификацией вопросов Б. Блума и определяют уровень литературного развития: фрагментарный, констатирующий, уровень героя, уровень идеи.

Выполнение заданий такого рода помогает студентам подготовиться к интегрированной диагностической контрольной работе, анализу конспекта или видеоурока, защите проекта урока по всем разделам интегрированного курса.

В заключение студентам предлагается проанализировать свою учебную деятельность в течение двух семестров, отметить личные достижения, подумать о причинах неудач, сформулировать для себя, какие новые знания и практические умения они приобрели. Самоанализ помогает студентам понять свои подходы к умению, адекватно оценить свои знания и практические умения. Итоговая аттестация проходит в виде защиты портфолио, т.е. будущие педагоги практически осваивают технологию аутентичного оценивания.

Таким образом, в процессе освоения интегрированного курса студенты учатся составлять личный образовательный маршрут, продумывать организацию своей учебной деятельности. Формируется умение правильно распределить временные и личностные ресурсы, видеть перспективу и конечный результат своей учебной деятельности. Интегрированный курс дает возможность студентам не только выйти за рамки традиционного обучения в своей профессиональной деятельности, но и воспитывает организованность, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность и культуру общения.

Таковы возможности воспитания самостоятельности и других качеств личности в процессе освоения интегрированного курса.

Безусловно, интеграция двух курсов, скорректированное содержание, их практическая направленность удовлетворяют всех субъектов образовательного процесса, удовлетворяет и новая форма организации учебного процесса, но есть свои трудности и проблемы:

  • преподавателям педагогики и частной методики трудно подготовить необходимый для реализации личностно ориентированного подхода дидактический инструментарий;
  • большие временные затраты, связанные с проверкой работ студентов;
  • у студентов возникают тоже ряд трудностей, которые они отмечают при анализе своей учебной деятельности: самостоятельная работа с различными видами и источниками информации с использованием современных технологических приемов, планирование своей деятельности, оптимальное использование времени консультаций.

Эти трудности связаны, прежде всего, с уровнем сформированности общеучебных умений.

Анализируя возникшие проблемы, мы видим следующие пути их решения:

  1. необходимо скорректировать содержание и организацию промежуточных аттестаций;
  2. есть задумка создать сборник лучших проектов уроков по дидактическим системам и современным технологиям обучения;
  3. проектировать задания для самостоятельной работы студентов только интегрированного характера;
  4. моделировать учебные занятия методики русского языка по современным моделям и технологиям обучения;
  5. создать преподавателям педагогики и методики портфолио интегрированного курса.

Это перспективы нашей совместной работы.

На сегодняшний день для нас важно, что личные достижения всех участников образовательного процесса совершенно очевидны. Это отмечают в анкетах и преподаватели, и студенты. Кроме того, совершенно очевиден и творческий подъем всех субъектов образовательного процесса. Свою статью мы хотим закончить словами Дж.К. Джонса: "Более основательное понятие творчества состоит в том, что оно способно изменить взгляд человека на вещи и на самого себя настолько, что он попытается сделать нечто, ранее казавшееся ему выходящим за рамки возможного".