Сущность компьютерной зависимости и ее влияние на социализацию детей дошкольного возраста

Автор: Шабурова Е.С.

Дата публикации: 31.03.2015 

Аннотация: автор статьи раскрывает и отвечает на вопросы связанные с компьютерной зависимостью и ее влиянием на детей дошкольного возраста, выделяет ряд патентов поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение личности  дошкольника в различных сферах.

Ключевые слова: компьютерная игра, социализация дошкольника, зависимость.

 

 

Современные дети все активнее используют компьютер, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активностью, необходимой для гармоничного развития личности, социализации  в обществе. Сегодня дошкольники быстро постигают процесс простейшего манипулирования несколькими кнопками на компьютере для «общения» с программой-игрой. Это позволяет им чувствовать себя свободными, главными при таком способе обучения. Дети испытывают и психологический комфорт: они чувствуют себя важными, способными отдавать команды.  Программа сопровождает правильные действия ребенка, поощряет похвалой («Молодец!», «Упорный!» и т. п.) и символическими призами. При неудаче компьютер говорит мелодичным голосом: «Попробуй еще раз!», «У тебя получится!». Дошкольники не понимают, что компьютер неживой, они начинают его очеловечивать. Ругают его, когда что-то нарушается в игре, возмущаются, обижаются, разговаривают с ним. Игра дает те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом. У детей формируется влечение, с которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется.

В любом обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддитивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого героя уважают, с его мнением считаются, он супермен. Для ребенка очень приятно входить в роль такого персонажа, чувствовать себя им. Игра становится средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий. Не правильное поведение героев игры никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром компьютерных персонажей. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Злоупотребление компьютерами   у детей дошкольного возраста негативно влияет на личность человека, вызывая отклонения в сфере эмоциональных психических состояний и повышении уровня тревожности. Отклонения в личностных качествах и состояниях детей, зависимых от компьютерных игр, - результат не столько игровой деятельности, сколько длительного и регулярного нахождения в компьютерных играх. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания. Такие игры для большинства детей служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу и себе самому. Это, в конечном итоге, приводит к усилению дезадаптации и другим отрицательным последствиям.

Изучение игровой зависимости показало, что основные механизмы ее формирования основаны на потребностях в принятии роли и стремлении ухода от реальности. Нормально адаптирующийся в социуме человек не стремится к бегству от реальности, точно как и здоровая личность, адекватно оценивающая себя и других, не стремится к принятию на себя роли другого человека или существа. Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Нарастание увлеченности компьютерами  ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим ребенок дошкольного возраста начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютера и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое «виртуальное Я», а развитие реальной личности резко затормаживается. Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании такого ребенка нарастает диссонанс между виртуальным миром, где «все дозволено» и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность.

Мир компьютера становится ближе для зависимого ребенка, чем реальная жизнь - реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Адаптация к виртуальному миру растет, в то время как в реальной жизни растет дезадаптация. Кулаков С.А. выделяет ряд патентов поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение личности  дошкольника в различных сферах.

В поведенческой сфере при общении: избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.

В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» способствует закрытости личности.

1. Искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, временной перспективе.

2. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, «эмоциональные блоки», сверх ожидания от других.

3. Несамостоятельность, резкое снижение успеваемости, дезадаптация.

Компьютерная зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем:

· конфликтное поведение;

· хронические депрессии;

· предпочтение виртуального пространства реальной жизни;

· трудности адаптации в социуме.

Главная опасность заключается в том, что очень часто зависимые дети становятся социально дезадаптированными.

Как сделать так, чтобы вопрос о компьютерной зависимости не возникал? Необходимо соблюдать  не только требования работы за компьютером, но и ограничивать  время работы с ним. Помнить о том, что чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

                                      

 

Список литературы

 

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ, 2002.

2. Кузнецова Е. С. Компьютерная и интернет зависимости. – Москва: МГИ имени Е. Р. Дашковой, 2008.

3. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр//Психология зависимости: Хрестоматия.- Мн.: Харвест, 2004.

4. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7.

5. Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей.–2003.