Исследование представлений студентов о коммуникативной компетентности
Автор: Коломенская Мария Владимировна
Дата публикации: 30.11.2004
Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Через общение педагог строит свои отношения с учащимися, проявляя свои личностные характеристики, и поэтому общение выступает как условие познания людьми друг друга (коммуникативная функция), организация взаимодействия (интерактивная функция), и формирование определенного эмоционального и поведенческого отклика на действительность в процессе влияния друг на друга (перцептивная функция) (1;10). Следовательно, компетентность учителя в общении проявляется в его способности реализовывать функции влияния, организации и передачи информации, в способности успешно решать коммуникативные задачи профессионального плана.
Часто значительная часть "педагогических просчетов" определяется не столько недостатками методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения, с изменениями характера взаимоотношений педагога с учащимися. Многим известны факты, когда человек, профессионал, замечательный специалист в своей области, становясь учителем, не может передать свои знания, умения, опыт из-за отсутствия навыков межличностного общения. Эти навыки необходимо развивать и студентам - будущим педагогам.
Общение - основа, средство, результат профессионально-педагогической деятельности учителя. Насколько педагог будет компетентен в общении, настолько эффективным будет результат его работы. Прежде, чем определить понятие "компетентность в общении", обратимся к понятию "компетентность" вообще. Итак, что значит быть компетентным?
- Компетентный - знающий, осведомленный в какой либо области.
- Компетенция - круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен (4;282).
Профессиональная компетентность учителя - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. ( А.К. Маркова)
Теперь рассмотрим понятие "коммуникативной компетентности".
Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, совокупность знаний умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных взаимоотношений. Эта система - необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности (2;8).
Коммуникативная культура личности, как и компетентность в общении не возникает на пустом месте, она формируется в деятельности. Это - необходимый аспект становления общей компетентности студента - будущего преподавателя, чья непосредственная деятельность - общение с целью передачи знаний, развития.
В Некрасовском педагогическом колледже № 1 будущие учителя развивают компетентность в общении, необходимую для будущей профессиональной работы, в курсах "Практикум по социально-психологическому обучению и развитию", "Педагогическое мастерство", на большом количестве часов непосредственной практики в учебных заведениях.
Социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых - развитие профессиональной и личностной компетентности учащихся в области коммуникативных умений и навыков.
Исследование
На занятиях по учебной дисциплине "Практикум по социально-психологическому обучению и развитию" студентам 4 курса, после нескольких тренинговых занятий по блоку "Развитие коммуникативных навыков", было предложено составить список умений, навыков и качеств личности, по которым можно судить об уровне развития компетентности в общении и которыми необходимо обладать будущему педагогу для эффективной профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучение представлений студентов педагогических специальностей о коммуникативной компетентности педагога.
Для исследования преставлений учащихся о коммуникативной компетентности использовался метод фокус-группы: учащимся нужно было продолжить перечень, состоящий из 10 пунктов, используя опыт, полученный и используемый на занятиях, и жизненный опыт.
- Умение устанавливать контакт.
- Умение собирать и правильно интерпретировать информацию.
- Умение слушать и слышать.
- Умение выровнять эмоциональное состояние свое и партнера.
- Внимательность.
- Доброжелательность.
- Заинтересованность.
- Эмпатия.
- Сензитивность.
- Объективность.
Что же еще считают студенты 4 курса (18-19 лет) из группы по специальности "Организаторы досуга" главным в общении? Они продолжили список таким образом.
- Умение поддерживать беседу.
- Культура общения.
- Искренность.
- Эмоциональная привлекательность.
- Тактичность.
- Гибкость.
- Проницательность.
- Глубокое понимание себя.
- Рефлексия.
- Социальный интеллект.
- Социально-перцептивные способности.
- Культура эмоций.
- Умение "пристроиться" к партнеру.
- Знание и умение применять психологические теории на практике.
- Умение решать конфликтные ситуации.
- Оптимизм.
- Чувство юмора.
- Открытость.
- Активность, инициатива в общении.
- Умение сформировать и реализовать собственную программу общения.
Вывод
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов о коммуникативной компетентности достаточно разнообразны и отражают все стороны общения.
Выше перечисленные умения, навыки и качества личности необходимо формировать и развивать в жизни и в деятельности на специально организованных занятиях и тренингах. На тренинге по развитию коммуникативных навыков можно использовать следующие методы и приемы.
- Психогимнастика
- Анализ опыта (личного, профессионального)
- Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы)
- Наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
- Игровые методы
- Упражнения
- Анализ и проигрывание ситуаций. При этом необходимо ориентироваться не только на усвоение готовых практических ситуаций, наиболее распостраненных в общении, которые могут закрепиться как стереотипы. Творческий характер педагогической деятельности, динамичность ее условий требует оперативной перестройки способов общения в зависимости от ситуации и вооружении педагога такими коммуникативными средствами, которые позволили бы ему выходить за пределы сложившихся обстоятельств.
Учителю в своей педагогической деятельности необходимо овладеть также 3 главными свойствами:
- Умению обучать
- Умению воспитывать
- Изучать учащихся с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса (5;15)
Все эти 3 задачи реализуются в непосредственном коммуникативном процессе, поэтому преподавателям и будущим педагогам необходимо повышать и развивать компетентность в общении, чтобы добиться лучших результатов в своей деятельности. Кроме того, общение является одним из важнейших факторов развития, формирования многих сторон личности и расширении собственного кругозора.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы обратить внимание на то, что компетентность в общении является определяющим фактором становления общей профессиональной компетентности учителя, компетентность в общении можно и нужно развивать у студентов в период обучения в педагогическом колледже.
Список литературы
- Лукьянова М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
- Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании - М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Азъ, 1996.
- Психология педагогического общения. Методическая разработка для преподавателей и студентов / под ред. Страхова В.И. - Саратов: СПИ им. К.А. Федина, 1980.