Безопасное поведение в сети Интернет: методы и приемы работы с молодежью

_______

В Педагогическом колледже № 1 состоялся городской семинар на тему «Выявление обучающихся, склонных к Интернет-зависимости. Методы и приемы выработки безопасного поведения обучающихся в сети Интернет», в котором приняли участие 30 специалистов из 22 профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Мероприятие организованно «Центром психолого-педагогического сопровождения и профилактики негативных явлений в профессиональных образовательных учреждениях» Некрасовского колледжа в рамках деятельности по реализации Комплексного плана по профилактике негативных явлений и психолого-педагогическому сопровождению в ПОУ, подведомственных Комитету по образованию, на 2022-2023 учебный год.

Заведующая «Центром сопровождения» Татьяна Васильевна Мусатова и педагог-психолог Маргарита Владимировна Глинских обратили внимание слушателей на то, что проблема интернет-безопасности на сегодняшний день является одной из приоритетных в рамках профилактической деятельности. Для подростка Интернет выполняет ведущую роль в получении актуальной и значимой информации. Подверженность подростков информационному стрессу обусловлена тем, что развитие их личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Важным аспектом в вопросе профилактики интернет-зависимости является ее своевременное определение. Участникам семинара были представлены наиболее эффективные диагностические материалы, среди которых такие методики, как тест Кимберли Янг, скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот, опросник для выявления интернет-зависимости С. А. Кулакова и шкала интернет-зависимости Чена. Данные методики достаточно просты в использовании и при этом точны в определении факта предрасположенности или наличия у испытуемого зависимости.

Безопасное поведение в сети Интернет: методы и приемы работы с молодежью

Интернет-пространство – это не только обширное поле возможностей, но и значительное количество рисков, которые подстерегают невнимательного пользователя. Социальный педагог «Центра сопровождения» Алексей Александрович Сенин рассмотрел наиболее часто встречающиеся угрозы, исходящие из всемирной паутины: мошенничество разного уровня, распространение фейковой информации, вовлечение несовершеннолетних в преступления, связанные с распространением наркотических веществ, участием подростков в несанкционированных акциях и митингах, и др. Участники семинара получили доступ к электронной методической копилке, в которой размещена подробная подборка информации из открытых источников служб и организаций, деятельность которых связана с обеспечением безопасности как в сети Интернет, так и за её пределами.

Виктория Эдуардовна Москвина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, подробно осветила вопросы вовлечения несовершеннолетних в группы смерти и призывы к проявлению суицидального и самоповреждающего поведения. В настоящий момент отмечено снижение распространения подобных групп, однако, тревожным является тот факт, что им на смену пришли короткие ролики в различных социальных сетях, освещающие и порой романтизирующие тему суицида. Данный формат тяжело регламентируется, отслеживается и блокируется. Также отмечается тенденция к популяризации тренда на наличие различного рода психологических травм и психических отклонений. Подростки зачастую «примеряют» данные отклонения на себя, что приводит к определенному паттерну их поведения.

В конце мероприятия слушателей ждал полезный бонус. Для упрощения работы по выявлению интернет-зависимости специалисты «Центра сопровождения» подготовили электронный документ, который в автоматическом режиме производит подсчет баллов по методикам, представленным в ходе семинара. Данный автоматизированный файл позволяет сократить время проведения диагностики, так как баллы считаются сразу с внесением ответов в таблицу. Таким образом, специалист не тратит время на подсчет результатов по методикам, а сразу видит итоговый результат, который, кроме того, имеет цветовую дифференциацию. Участники семинара высоко оценили уровень подготовки, как мероприятия в целом, так и выступающих, получили важные и полезные теоретические знания, а также материалы для практического применения.