Преподавание в начальных классах

  

ПРОФЕССИЯ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Профессия учитель начальных классов — самая гуманная, востребованная и серьѐзная специальность, являющаяся фундаментом всех профессий. Педагог занимается формированием мировоззрения молодых людей, в руках которых находится будущее государства. Эту специальность можно назвать образом жизни, поскольку преподаватель несет ответственность за формирование характера всех своих учеников.

Описание профессии учителя начальных классов

Профессия учитель начальных классов, особая, перед которой выдвигаются достаточно большие задачи и ответственность. Учитель должен уметь сочетать в себе способности психолога и учителя, ведь именно к нему дети обращаются со своими проблемами и тайнами, именно он помогает разрешить недоразумения с педагогами и родственниками. Кроме того, он старается помочь ребенку раскрыть свои склонности, почувствовать себя творческим человеком.

Первый учитель сопровождает учеников на протяжении всего их жизненного пути. Первоклассники обретают добрую маму, которая готова помочь и поддержать их в сложной ситуации в любое время. 

Россию всегда прославляли выдающиеся учителя, посвятившие свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения (К.Д.Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.). Их деятельность можно оценить по достоинству, они заслуживают особой благодарности.

Личные качества представителей профессии учителя начальных классов

Важное качество данной профессии – любовь. Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. 

К личным качествам учителя относятся:

- огромная любовь к детям и доброта,

- чуткость и внимание,

- умение правильно оценить ситуацию и найти правильный вариант,

- упорство в работе и демократизм в отношениях,

- оптимизм, без которого в учебных заведениях в настоящее время не выжить.

Чтобы научить детей грамотно писать, быстро считать и жить по общечеловеческим правилам, учитель тратит много сил и энергии.

В настоящее время, когда приоритетными являются такие личностные качества, как активность, умение контактировать с людьми, мобильность и толерантность, перед педагогом возникает очень важная задача – научить детей адаптироваться в окружающем мире.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Работая с детьми, учитель сам должен быть интересным, чтобы дети могли восторгаться и гордиться им.

В свете требований ФГОС НОО  учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными

−владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения;

−способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

−способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

−способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и  профессиональной деятельности, применять методы математической  обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

−готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

−умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

−готов к кооперации с  коллегами, к работе в коллективе;

−владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

−способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

−владеет одним из  иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

−владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования  информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

−умеет использовать  нормативные правовые документы в своей деятельности;

−готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

−способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

− способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

б) профессиональными

- общепрофессиональными

−осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

−способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

−владеет основами речевой профессиональной культуры;

−способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

−способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- в области педагогической деятельности

−способен  реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

−готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества педагогического процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения;

−способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

−способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

−готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами,  социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества педагогического процесса;

−способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

−готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в педагогическом  процессе и  внеурочной деятельности ;

- в области культурно-просветительской деятельности

−умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий ;

−способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

−способен использовать отечественный и зарубежный опыт по организации культурно-просветительской деятельности;

−способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве учителя начальных классов необходимо наличие следующих качеств: эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. гуманизм, коммуникативные и организаторские способности, высокая духовная и общая культура, чувство такта, твердые нравственные принципы, хорошо развитое произвольное внимание, хорошо развитая долговременная и оперативная память.

Условия труда

Деятельность учителя начальных классов – это всегда работа, связанная с людьми, с общением. Учитель несет моральную ответственность за совершенные действия. Работа связана с высоким эмоциональным напряжением, повышенной ответственностью.

Рабочий день может быть ненормированным. Общение в труде очень интенсивно, как с учениками, так и их родителями, коллегами по работе, поэтому достаточно велика нервно-психическая и коммуникативная нагрузка.

Базовое образование

Профессия учителя начальных классов подразумевает наличие высшего или среднего  профессионального образования